132-му дню России в ВТО посвящается...

Что такое ВТО? История. Факты. Опасения. Датой основания всемирной торговой организации (ВТО) считают 1995 год. По сути дела она является продолжением Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), который был заключен сразу после Второй мировой войны. Стоит отметить, что ВТО не является частью ООН. Это значит, что законы ВТО стоят выше законов ООН для ТНК и стран членов этой организации.

Говоря о ВТО, нельзя не затронуть тему ее аксиом.

Аксиома 1. Либерализация торговли являлась рычагом развития промышленности для стран, которые сегодня стали развитыми, а так же для развития после войны в новых индустриальных странах.

ВТО, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) однажды сделали заявление, что свою экономику можно развить только в том случае если Вы будете “открыты” для мирового рынка.

Но правдива ли такая идеология?  Специалисты в области экономики не раз пытались найти ответ на этот вопрос. В этом смысле актуально будет привести в пример книгу Чхан Ха Джун опубликованную в 2003 году. Ееимя- «Kicking Away the Ladder. Development strategy in historical perspective». Автор приходит к выводу, что утверждение, «богатые и новые индустриальные страны добились развития своей промышленности и экономики, используя рецепты свободной торговли» – это ложь, ну или даже можно сказать миф. В доказательство своей правоты, он приводит в пример Великобританию и США. Ведь эти страны в тот период, когда их экономика еще была на стадии развития, сами использовали меры протекционизма.

Что немало важно, он так же объясняет, для чего был «создан» этот миф. По его мнению, он используется богатыми странами с целью предотвращения индустриализации в бедных странах. Ведь развития экономики в бедных странах, может автоматически сократить рынок сбыта ТНК.

Так же автор показывает  модель успеха индустриализации в азиатских государствах. Ведь они тоже обязаны непосредственно не модели свободного рынка, а существенной роли своей родины.

Напротив, автор пишет, что неолиберальные ре­формы в странах Азии привели к кризису экономики. И даже приводит статистические данные, согласно, которым  в странах, где рынок был открыт для иностранного капитала, упали зарплаты, а либерализации торговли привела к росту безработицы.

Аксиома 2. Мировая торговля либеральна, свободна.

Не секрет, что сегодня капиталисты Европы и Америки яростно добиваются снижения ограничений и отмены международной торговли в Латинской Америке, Африке, Азии. Однако сами продолжают закрывать свои рынки. Нет, не полностью, а просто, например, не принимают сельскохозяйственные продукты из стран «третьего мира». Не трудно догадаться, что делается это все не просто так. Ведь в данном случае в плюсе остаются свои ТНК, для них снижаются налоги, а порой они и вовсе освобождаются от них.

Из всего выше сказанного следует, что цель ВТО  - снизить пошлины во всем мире. А это не всегда приводит к положительным последствиям, ведь либерализация торговли, стала существенной причиной кризиса доходов государства и общей тенденции сокращения рабочих мест в стране.

И разве это свобода скажите Вы? Но тут надо понимать, что речь идет о свободе ТНК. Ведь она теперь может свободно открывать новые рынки сбыта, пользоваться дешевой рабочей силой, приобретать сырье по низкой стоимости, понижать налоги. В общем, плюсов очень много. Только вот они зачастую не касаются людей. Ведь отнюдь нельзя сказать, что свободны крестьяне в Латинской Америке, которые на грани разорения из-за субсидируемого импорта из США. Работниц из «свободных экономических зон», тоже не назвать свободными – ведь они не имеют никаких прав и получают очень маленькую зарплату. А таких примеров можно приводить множество.

Права и обязанности членов ВТО.

Остановимся на наиболее важных.

- То государство, которое вступило в ВТО, не может, как обычное суверенное государство изменить свою политику. Отказаться от обязательств, можно только, тогда когда пройдет 3 года с момента подписания договоров, да и то, если будут выплачены компенсации партнёрам, которые понесли убытки.

- В том случае если государством было заключено соглашение торговли с определенной страной, то данное соглашение так же должно действовать и в отношении инвесторов других стран.

- Государство не имеет право вводить качественные или количественные ограничения в плане доступа на свои рынки зарубежных концернов и банков.

- Согласно соглашению ГАТТ, запрещен запрет импорта товаров.

- Право регулирования уровня валютных расходов не дается государствам. Они так же не могут диктовать условия для инвесторов, то есть говорить какой процент прибыли они должны инвестировать в определенной стране, а какую часть имеют право вывести за пределы страны.

- Согласно ВТО государства не могут обязывать инвесторов пользоваться продуктами, которые произведены в стране, во время процесса производства, а так же нельзя обязывать их принимать на работу жителей этой страны.

В принципе если говорить проще, то можно сказать, то теперь государства сами в плане экономики не вправе, принимать каких-либо важных решений. Они должны подчиняться законам ВТО. Иначе в противном случае могут последовать длительные судебные разбирательства.

Национальные цены на ресурсы

МВФ, ВБ, ВТО  в своей практике используют теорию «национальных цен на ресурсы». Это делается для того, чтобы система «центр» - «периферия» была сохранена. В связи с этим уместно будет обратиться к понятию DRC.  DRC — это своеобразная единица измерения. Ей измеряют расходы на сырье, используемые для производства одного товара в стране, для того чтобы купить 1 валютную единицу или же сэкономить ее.

 Это теория проделывает довольно большую работу, поскольку она рассматривает все варианты и условия, которые сложилось на мировом рынке. Делается это для того, чтобы определить, как «вести» себя стране, чтобы приобрести или сэкономить один доллар. То есть получается, что производство берет ориентацию на экспорт и исходит из сложившихся в мире цен на товары.

Суд ВТО

Как было уже сказано ранее в том, случае если страны не соблюдают предписания ВТО их ждет ответственность. Так вот для этих и других целей создан специальный суд ВТО (Dispute Settlement Body). Что же входит в его компетенцию? Этот орган вправе заставить национальные правительства отменить законодательные акты, которые касаются, социальных стандартов и защиты окружающей среды.

Вообще сама система работы суда ВТО очень интересна. Ведь в том случае если дело дошло до разбирательств, обвиняемый должен доказывать свою невинность. Думаю не секрет, что в обычных судах дела обстоят немного по-другому. Приведем пример. В свое время ЕС запрещал ввоз на свою территорию ГМО. После этого США подали в суд ВТО на ЕС. Чтобы выиграть ЕС нужно было доказать вред ГМО. В обычном суде бы США пришлось это делать.  В итоге судом ВТО было вынесено решение принудить ЕС выплатить довольно крупные штрафы. Далее Евросоюз все же разрешил ввоз ГМО, но предписал их маркировку. Теперь же у США немного иная проблема, они борются против отмены маркировки товаров, в которых содержится ГМО.

Таких примеров можно привести много. Поскольку зачастую судебные разбирательства связанные с судом ВТО имеют широкий масштаб и массовость.

ГАТС

В меморандумах и законах ВТО есть такие статьи, которые могут вызвать не мало вопросов и удивлений. Например, меморандум ВТО, который вступил в силу 19 марта 2001 года гласит, что национальные законы и регулирование стран можно отменить в том случае, если ВТО посчитает их обременительными. Получается, что ВТО имеет право пересматривать даже те законы, которые уже приняты.

Исходя из этого меморандума в суде ВТО, необходимо отклонять аргументы, которые указывают на гарантирование общественного блага.  Поскольку вместе этого первым по важности должен быть принцип эффективности. Можно сделать вывод, что комиссия ГАТС, которая занимается урегулированием споров, обладает правом на вето решения, который принял любой парламент или другой законодательный орган страны. Только сразу в глаза бросается субъективность всего этого, ведь ГАТС решает, является ли закон или правило более обременительным, чем необходимо. Получается ведь, что не у одного национального закона, нет гарантии безопасности от ВТО

ВТО и природа

Право ВТО стоит выше, чем экологическое законодательство.

Согласно правилам ВТО, государство не вправе запретить ввоз на свою территорию продовольствия, вред­ного для здоровья и окружающей среды, так как это противоречит правилам «свободного рынка». Так же данная организация запрещает делать маркировку на продуктах, которая указывала бы, в какой степени экологически чистыми они являются. Ограничение ввоза товаров, потребление и производство которых ведет к разрушению окружающей среды, запрещено.

Как бы это странно не звучало ВТО можно сказать не признает никакие другие законы и нормы. Например, международ­ные договоры, которые связаны с защитой окружающей среды, международный принцип осторожности.

Сельское хозяйство и ВТО

Основа ВТО – либерализация. Но она зачастую подрывает безопасность обеспечения продовольствием в странах «третьего мира». То есть из-за большое количество крестьян бывают приговорены на нищету, миграцию в места жительства, где у них не будет никакой перспективы на будущее.  «Свободное» сельское хозяйство в результате этого всего, теряет можно сказать все свои права. И просто меняет профиль, став ориентированным на экспортно-аграрную промышленность. В пример можно взять даже США и ЕС. Они до сих продолжают cубсидировать сельское хозяйство, и это приводит к перенасыщению рынков периферии. И как следствие – падение цен, банкротство местных производителей.